Рей Манзарек (Ray Manzarek)
Реймонд Дэниел Манзарек родился 2 декабря 1939
г. (или 1942 г., согласно источникам компании «Электра») в Чикаго. Играть
на фортепиано начал с девяти-десяти лет. Рей вспоминал: «Первые четыре
года я ненавидел это занятие, пока чему-то не научился. И вдруг оно превратилось
в удовольствие. Я впервые услышал, как тогда говорили, «музыку для темнокожего
населения», когда мне было двенадцать-тринадцать лет, и понял, что попался.
Я слушал Эла Бенсона, Большого Билла Хилла – чикагских диск-жокеев, и моя
техника игры на фортепиано изменилась. Я попал под влияние джаза,
научился играть размашистые пассажи левой рукой и познакомился с музыкой,
в которой важную роль играет ритм. Джаз, блюз, рок…». Хотя Манзарек учился
в Чикагской консерватории, куда сильнее его тянуло в сторону блюзовых клубов
южной части города. Прослушав курс экономики в университете Де Пол, Рей
отправился в Калифорнию, чтобы изучать право в местном университете. После
двух недель обучения он ушёл оттуда и записался на курсы менеджмента при
Американском западном банке. Ещё через три месяца Рей отказался от перспектив,
связанных с банковским делом, и вернулся в Калифорнийский университет с
намерением изучать кинематографию.
В декабре 1961 г., страдая от неразделённой любви,
Манзарек принял необдуманное решение уйти в армию. Играя в военном ансамбле
на Дальнем Востоке, он осознал, какую ужасную ошибку совершил. Благополучно
закончив службу на год раньше положенного срока и вернувшись в университет
на отделение кинематографии, Манзарек повстречал там Джима Моррисона, который
только что приехал в Лос-Анджелес.
Будучи лучшим студентом курса, Манзарек, однако,
не забросил музыку и регулярно играл в группе “Rick and the Ravens” вместе
с двумя своими братьями, Риком и Джимом. Группа записала единственный,
никем не замеченный сингл на фирме “Aura Records”.
Летом 1965 года Манзарек вновь встретился на
пляже Венис Бич со своим знакомым по университету – Джимом Моррисоном.
«Чудесный летний день в Калифорнии, середина августа, и по пляжу навстречу
идёт не кто иной, как Джим Моррисон. Я сказал: «Эй, парень, я думал, ты
собирался в Нью-Йорк». Он ответил: «Да, я собирался, но решил остаться
здесь. Я живу на крыше у одного приятеля, пишу песни»».
Они разговорились о музыке. Манзарек сидел на
песке, и Моррисон нараспев прочёл ему текст песни под названием “Moonlight
Drive” («Лунная дорожка»). Годы спустя Манзарек вспоминал: «Когда он спел
эти строки: “Let’s swim to the moon, /Let’s climb through the tide, /Penetrate
the evening, /That city sleeps to hide” («Давай поплывём к луне, /Преодолеем
морской прилив, /Постигнем секреты этого вечера, /Которые город прячет
во сне») я подумал: вот оно… Казалось, если мы соберём группу, то заработаем
миллион долларов».
Дальнейшая жизнь Рея Манзарека неотделима от
The Doors. Единственное, что необходимо упомянуть – в декабре 1967 года,
принесшего The Doors огромную славу, Рей женился на своей невесте Дороти.
После смерти Джима Рей вместе с Джоном и Робби
записали два альбома: “Other voices” (1971 г.) и “Full Circle” (1972 г.)
Альбомы (особенно второй) были прохладно приняты критиками и публикой.
Так The Doors распались окончательно.
Манзарек заключил сольный контракт с компанией
“Mercury Records”. В 1974 году вышла в свет его первая работа – джаз-роковый
альбом “The Golden Scarab” («Золотой жук»). Через год Рей выпустил второй
(более рОковый) альбом “The Whole Thing Started With Rock-n-Roll, Now It’s
Out Of Control” («Всё начиналось с рок-н-ролла, теперь все вышло из-под
контроля»). Манзареку помогали специально приглашённые «гости» - поэтесса
Патти Смит, читавшая фрагменты из “The New Creatures”.
В 1976 г. Рей Манзарек предстал перед общественностью
с новой группой “Nite City”, которая просуществовала до конца 1977 г.,
выпустила два альбома и распалась (бас-гитарист Найджел Харрисон перешёл
в “Blondie”). Первый альбом имел успех в Лос-Анджелесе, второй был выпущен
только в Германии.
Как и Кригер с Денсмором, Рей Манзарек время
от времени выпускает альбомы, но основным его занятием стал продюсерский
бизнес (наиболее успешное его детище – лос-анджелесская группа “X”). Его
компаньоном стал бывший администратор The Doors Денни Шугерман (один из
авторов нашумевшей и не слишком понравившейся поклонникам Джима книги “No
One Here Gets Out Alive”).
Тень Джима всё ещё витает над бывшими Doors.
В 1977 г. ими был выпущен альбом поэзии Джима “An American Prayer”. Рей
с коллегами принимали участие в создании знаменитого фильма “The Doors”
Оливера Стоуна (хотя и остались в смешанных чувствах от результата).
В июле 2001 года в Париже, в тридцатую годовщину
смерти Джима, одним из самых почётных гостей всех мероприятий, посвящённых
памяти Моррисона, был Рей Манзарек.